Прием скелет рыбы

Прием скелет рыбы

Технология развития критического мышления.

Приём Фишбоун на уроках литературы.

Фишбоун (рыбий скелет/рыбья кость) – приём смыслового чтения, который реализуется в рамках технологии критического мышления. Составление фишбоун позволяет раскрыть для понимания проблемную тему, показать причины, которые привели к определённому повороту в сюжете художественного произведения.

  1. определить проблемный вопрос,
  2. установить причинно-следственные связи событий и явлений в тексте,
  3. сформулировать вывод по поставленной проблеме, учитывая найденные закономерности

В голове рыбы прописывается проблемный вопрос. На косточках слева – мнение (позиция разных героев по одному вопросу); справа – факты. В хвосте – вывод, который может быть сформулирован в виде пословицы. Это и будет авторская позиция по одному из проблемных вопросов (в произведении их, как правило, несколько).

Приём Фишбоун даёт возможность ранжировать сложность задания. Вы можете:

  • прописать проблемный вопрос, открыть все левые косточки и 1 правую,
  • прописать проблемный вопрос, открыть только левые косточки,
  • прописать только проблемный вопрос,
  • дать задание учащимся самим определить проблемный вопрос и составить Фишбоун (это уже будет проект).

Учащиеся могут заполнять схему Фишбоун индивидуально, работая в парах или группах. Самое главное – это выводы, к которым они приходят в процессе анализа. В хвосте «рыбы» они прописывают авторскую позицию, то есть идею, то есть понимают, чему учит это произведение.

Такую схему также можно использовать как шаблон при обучении написанию сочинения. Каждый «этаж» косточек будет представлять отдельный абзац, который ученики должны дополнить цитатой из текста. В хвосте прописан вывод.

Структурно-логическая схема Фишбоун позволяет формировать речевую компетенцию учащихся. По такой схеме учитель может задавать неограниченное количество вопросов. Дети работают с текстом произведения, выявляют причинно-следственные связи, определяют авторскую позицию, формулируют собственное мнение по проблемному вопросу, высказывают предположения.

Также Вы можете посмотреть примеры построения схемы Фишбоун

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?

Диаграмма Исикавы

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.

Нажмите для увеличения

Составление схемы Фишбоун

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Нажмите для увеличения

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Применение метода Фишбоун на уроке

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Читайте также:  Скабициды

Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.

Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.

Формы работы на уроке

  • Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
  • Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Примеры использования технологии Фишбоун в обучении

Пример 1.

Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей.

  • Голова — легко ли совершить подвиг.
  • Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину;
  • Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине.
  • Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.

После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей).

Пример 2.

Фишбоун на уроке истории по проблеме «Причины феодальной раздробленности Руси».

  • Голова — причины феодальной раздробленности.
  • Верхние косточки — стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятное внешнеполитическая обстановка.
  • Нижние косточки — перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы.
  • Хвост — феодальная раздробленность была неизбежной.
  • Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Технология Фишбоун способствует развитию у детей критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Использование приёма « фишбоун» для развития критического мышления обучающихся»

Секция1.Творческая педагогическая деятельность как эвристическая составная развития личности

Королёва Светлана Михайловна,

учитель биологии и химии

ГОУ ЛНР « Артемовская средняя школа№8»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА « ФИШБОУН» ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ключевые слова: критическое мышление, «фишбоун», схематическая диаграмма, причинно – следственные связи

Актуальность статьи. На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Школа – это та среда, в которой обучающиеся проходят не только процесс социализации, но и получают поток всесторонних образовательных знаний. Сегодня обучающимся приходится учить огромное количество сложного, зачастую непонятного материала по всем учебным предметам. Нагрузка увеличивается не только на ученика, но и на учителя. Встает целый ряд вопросов:

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников?

Как помочь усвоить этот материал?

Как вовлечь учеников в образовательный процесс?

Как научить ребенка разбираться в большом потоке информации, которую он получает ежедневно?

Как научить учиться?

Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Ученые проводят объемные исследования о путях изменения характера обучения, о возможных способах превращения школьной рутины в увлекательный процесс. Учителя школ, путем проб и ошибок, ищут способы сделать урок интересным и помочь ребенку полюбить школу как место, где он не зубрит, а открывает для себя сложный мир. И находят. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению. Очень важно воспитать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания ориентироваться в стремительном потоке информации. Ведь характерной чертой нового стандарта образования является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ученик должен сам получать знания через содержание учебно-методического комплекса. Его способность к саморазвитию и самосовершенствованию и означает умение учиться. Ведь в настоящее время и общество изменило свои приоритеты, оно заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Читайте также:  Кот выпал из окна примета

Именно системно – деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. [1]

Все это требует сейчас иных, нетрадиционных подходов к приобретению знаний. Каждый учитель должен досконально знать не только, чему учить, но и как учить на строго научной основе. Поэтому современному учителю необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одной из успешных инновационных педагогических технологий является технологии критического мышления, которая не только способствует развитию у обучающихся умения чётко мыслить, структурировать и корректно интерпретировать информацию, но и не требует глобальной перестройки урока.

Данной проблеме уделяли большое внимание в своих работах Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, Д.Брунер. Каждый из этих ученых внес свою лепту в фундамент теории развития критического мышления.

Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. в методическом пособии « Технология развития критического мышления» раскрывают суть данной инновационной технологии, обращая внимание на приемы ее достижения: «Фишбоун», « Ассоциация», « Концептуальная таблица», « Тонкие и толстые вопросы» и т.п.

В труде « Критическое мышление: технология развития» авторы Загашев И.О., Заир – Бек С.И. дают полную характеристику структуры критического мышления (стадии вызова, осмысления содержания и рефлексии), технологическую карту урока с рекомендациями по использованию современных приемов на различных этапах урока .

А в статье «Технология развития критического мышления. Фишбоун» дается характеристика данного приема на различных этапах урока. Отмечено, что данный прием дает возможность обучающимся не только развивать самостоятельность в получении знаний, анализировать полученную информацию, но и устанавливать причинно – следственные связи.

Цель статьи – познакомить педагогов с одним из приемов критического мышления – приемом « Фишбоун».

В своей работе я хочу остановиться на методическом приёме «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

Суть данного методического приема – установление причинно – следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

В основе Фишбоуна – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) – японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно – следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.[4]

Этот метод основан на преобразовании учебной информации в графический образ.

Графическое структурирование информации позволяет учителю:

наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме, курсу;

уменьшить объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними;

способствует снижению значимости трудности учения школьников, связанной возрастающим объемом и сложностью изучаемой в школе информации.

Переработка информации каждым школьником при составлении графической схемы позволяет говорить о понимании и восприятии информации.

Схемы Фишбоун дают возможность:

организовать работу участников в парах или группах;

развивать критическое мышление;

визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.

Схема Фишбоун может быть разнообразной и составлена заранее .

С применением технических средств ее можно сделать в цвете.

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения [6].

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Читайте также:  Как спят скалярии

Голова – проблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) – на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) – факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост – ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове

Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Применение метода Фишбоун на уроках

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания, и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы, учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия – предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.

Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков, технологии, химии, биологии, начальных классах. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер. [7]

Формы работы на уроке

Фронтальная. Схему Фишбоун заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон Фишбоун. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.

Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель – заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске [5].

1. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбоун». Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

2. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Примеры использования технологии Фишбоун в обучении

«Фишбоун» – универсальный приём технологии критического мышления, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Учащиеся, овладевающие приёмом «Фишбоун», приобретают такие метапредметные компетенции как:

взаимодействие в группах;

планирование и осуществление исследовательской деятельности;

истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;

осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

Этот приём хорош ещё и тем, что на уроке создается психологически комфортная среда. Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки. В основе лежит деятельностный подход, что позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и учениками, создает в классе обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности и конечно успешность в освоении предмета.

Таким образом, использование технологии Фишбоун развивает умения, учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода – стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.

Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.

Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.

http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ.

Технология развития критического мышления. Фишбоун. // Новое образование. – 2006. № 4, с.19

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector