Названия водорослей 3 класс окружающий мир

Названия водорослей 3 класс окружающий мир

Водоросли – это простейшие растения. Некоторые из них невозможно рассмотреть без микроскопа, другие похожи на тонкие шелковые нити, третьи – напоминают длинные зеленые листья. Они могут быть разной окраски, все зависит от того, какой пигмент в них содержится. В большинстве из них содержится пигмент хлорофилл, придающий зеленый окрас. Но бывают бурые, коричневые, золотистые растения.

Водоросли в основном обитают в воде, как в пресной, так и в морской. Но некоторые из них можно встретить даже на суше, например на коре деревьев или на влажных камнях. В воде водоросли могут просто плавать, перемещаясь вслед за течением, а могут расти, прикрепившись к подводным предметам. Некоторые виды запросто могут путешествовать, прикрепившись к днищу морских судов.

Эти растения могут размножаться несколькими способами. Одни – вегетативным путем – когда от взрослого растения отделяется небольшой отросток, прикрепляется в воде к камню и начинает расти. Другие – образуют репродуктивные клетки, которые, соединяясь, дают жизнь новым растениям.

Люди издавна используют водоросли в качестве пищи, ведь они богаты витаминами и минералами, особенно йодом, обладают противоопухолевыми свойствами, благотворно влияют на работу сердца и выводят из организма тяжелые металлы и вредные вещества. Но кроме этого, водоросли применяются в очень многих сферах, там, где нам кажется, что им не найти применения.

  • Из водорослей добывают вещество агар, которое используют в приготовлении конфет, зефира и мармелада. Агар способен быстро застывать и превращаться в желеобразную массу.
  • Вещества, добываемые из водорослей, применяют для пропитывания ткани, чтобы сделать ее водонепроницаемой.
  • Широкое применение этим растениям нашли в фармакологии. Из них изготавливают множество лекарственных и оздоровительных средств.
  • Водоросли используют в качестве корма для животных. Их высушивают и измельчают в муку. Такой корм обладает высокими питательными свойствами.
  • Наличие водорослей в водоеме может говорить об уровне загрязненности воды, именно по этому показателю ученые судят о содержании в воде вредных веществ.
  • Выброшенные на берег растения применяют для удобрения почвы.
  • Некоторые виды водорослей способны перерабатывать органические вещества, именно поэтому их используют для очистки сточных вод.

Водоросли – удивительные растения, которые человек использует во многих сферах жизни. Благодаря большому содержанию полезных веществ, они обладают высокими питательными свойствами, кроме того, среди водорослей не встречается ядовитых для человека.

Водоросли — это растения, которые живут в воде. Само их название прямо говорит об этом. Вот только камыш, кувшинки, ряска, покрывающая зеленым ковром поверхность пруда, и многие другие привычные обитатели водоемов к водорослям никакого отношения не имеют.

Мир водорослей очень обширен и занимает в царстве растений совершенно особое, исключительное место. В пользу этого говорит их роль в истории нашей планеты, а также их значение в современной природе и жизни человека.

Водоросли — это низшие растения, содержащие в своих клетках пигмент хлорофилл и живущие преимущественно в воде. Настоящих корней, стебля и листьев у них нет. Их тело, называемое слоевищем, может состоять из одной клетки, а может представлять собой довольно крупный многоклеточный организм, плоский или разветвленный.

Читайте также:  Реинкарнация собаки на какой день после

Большинство видов водорослей — обитатели крупных и мелких водоемов. Очень часто мы их там, однако, не обнаруживаем: многие из них настолько крошечные, что заметить их невооруженным глазом бывает крайне сложно. К тому же не всегда водоросли живут в воде: некоторые давным-давно перебрались на сушу. Без влаги им, конечно, не прожить, но они научились довольствоваться росой, дождевыми каплями, брызгами. В отличие от своих «водных» собратьев, эти водоросли могут без существенных потерь какое-то время жить вообще без воды: они высыхают, но быстро восстанавливаются, стоит их хотя бы чуть-чуть сбрызнуть.

Размножение

Воспроизводить себе подобных водоросли могут несколькими способами. Одноклеточные виды размножаются делением клетки, а многоклеточные — с помощью спор или посредством слияния двух клеток, в результате чего образуется зигота, вырастающая в новую особь.

Есть и еще один способ — отростками или кусочками слоевища. Растущие на каменистом дне водоросли нередко разрушаются волнами или просто сильным течением. Оторванные части уносит вода, и прикрепиться снова им бывает нелегко, поэтому приходится расти лежа прямо на грунте. Постепенно старое слоевище полностью заменяется молодым.

Роль водорослей на нашей планете

Водоросли содержат хлорофилл и способны к фотосинтезу. Этот сложный химический процесс заключается в том, что под действием солнечного света вырабатывается органическое вещество. При этом водоросли выделяют в атмосферу так необходимый всем нам для дыхания кислород. Хлорофилл придает водорослям зеленую окраску. Но некоторые виды содержат и другие красящие вещества, делающие их красными, бурыми, голубоватыми или желтоватыми.

Водоросли производят больше половины всего кислорода на Земле. В доисторическую эпоху именно они обогатили атмосферу, создав таким образом условия, подходящие для возникновения и развития разнообразного мира растений и животных.

По учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас», УМК «Школа России»

Цель: познакомить учащихся с группами растений и их признаками.

Задачи:

  • расширение знаний о многообразии растений;
  • развитие познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
  • развитие речи учащихся;

Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация Power Point к уроку; гербарий растений, энциклопедии.

Тип урока: получение новых знаний.

1. Введение в тему урока

– Внимательно посмотрите на экран и ответьте на вопрос: «О чём мы сегодня будем говорить на уроке?» (Приложение 1. Слайд 2)
– Попробуйте сформулировать тему урока.
Ученик. Сегодня мы будем говорить о разнообразии растений.

2. Работа по теме

Учитель. Куда бы вы ни пошли, везде вы окажитесь в окружении растений. Над головами шутят кроны деревьев, на клумбах радуют нас своим разнообразием цветы. В тенистых уголках обосновались мхи и папоротники. Всё это растения.
Растения разных видов встречаются на суше и в воде, в пустынях и лесах.
И хотя растения разнообразны, многие из них имеют одинаковые части. Какие части растения вы знаете? (Приложение 1. Слайд 3)
– На какие группы делится царство растений? (Приложение 1. Слайд 4)
– Что такое группа растений?
– По каким признакам учёные разделили растения на группы? (Приложение 1. Слайд 5)
– Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Попробуйте сформулировать цель урока.
Ученик. Цель нашего урока – познакомиться с группами растений и их признаками.
– Сегодня вы много о растениях узнаете сами по учебнику, дополнительной литературе и гербарию. Будем работать по группам. Каждой группе учащихся изучить данную группу растений, их признаки:

  • хвойных растений;
  • цветковых растений;
  • папоротников;
  • мхов;
  • водорослей;
Читайте также:  Особенности размножения брюхоногих моллюсков

(Дети готовят сообщения, выступления учащихся может быть в любой последовательности.)

Сообщение учеников о хвойных растениях

Хвойных насчитывают около 600 видов. Представители хвойных растений:
Сосна. (Приложение 1. Слайд 10)
– Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т. к.запах сосны убивает всех микробов.
Можжевельник. (Приложение 1. Слайд 11)
– Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов.
Ель. (Приложение 1. Слайд 12)
У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет.
Кедр. (Приложение 1. Слайд 13)
У хвойных растений есть корень, стебель, плод с семенами.

Учитель. Чем отличаются хвойные от других групп растений. (Приложение 1. Слайды 14, 15)
Учитель. Какие части растений имеют хвойные?
– Чем отличаются хвойные от других растений?
– Следующая группа растений – папоротники. (Приложение 1. Слайды 16, 17)

Сообщение учащихся.

В эту группу входит около 10000 видов растений. Эти растения можно встретить на севере, в тундре, в тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в сухих местах.
У папоротников нет цветков, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны,
так как растут под землёй. Видимая часть растений – это листья.
Папоротники лианы. (Приложение 1. Слайд 18)
– Папоротники лианы высоко поднимаются по стволам деревьев.
Папоротники – эпифиты, живущие на стволах и ветках деревьев. (Приложение 1. Слайд 19)
– Олений рог – эпифит гигант порой весит около 100 кг. Под тяжестью эпифитов иногда выворачиваются с корнями даже крупные деревья.
Папоротники – деревья. (Приложение 1. Слайд 20)
Когда-то папоротники были огромными деревьями – до 30 метров в высоту. Сейчас древовидные папоротники сохранились только в тропиках.

Учитель. Как можно узнать папоротники? Чем отличаются они от других растений?

Сообщение учеников.

Это низкорослые растения, стелющиеся по земле. У мхов нет корней, есть стебли и листья. У мхов нет цветков и семян. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью эти спор мхи размножаются.
Сфагнум. (Приложение 1. Слайд 23)
Растение, которое прекрасно впитывает влагу. Сфагнум способен заполнить целые пруды, а на их месте образуются болота. Со временем, отмирая, растения образуют торф. Во время Великой Отечественной войны, когда не хватало медикаментов, сфагнум заменял врачам при перевязках вату, а отчасти и йод, т. к. в этом растении содержатся вещества способные дезинфицировать рану.
Кукушкин лён. (Приложение 1. Слайд 24)
– Кукушкин лён идёт в рост и может вытянуться до 30-40 см. Как и все мхи кукушкин лён размножается спорами, которые находятся в коробочках. Коробочки возвышаются над стебельками на длинной тонкой ножке и сверху прикрыты колпачками.

Читайте также:  Как чистить лакедру

Учитель. Так почем же мхи выделили в особую группу?

– Следующая группа – водоросли.

Сообщение учеников.

Людям известны различные морские водоросли: бурые, красные, зелёные. (Приложение 1. Слайд 7) Зелёная пена на воде стоячих прудов – это водоросли. В отличие от других растений у водорослей нет корня, стебля, листьев. Самые крохотные водоросли настолько малы, что в литре морской воды их насчитывается миллионы. Самые крупные – бурые водоросли, достигают в длину около 60 метров.
(Приложение 1. Слайд 8)
– Хлореллу можно найти в каплях дождя. Диатомеи – это одноклеточные водоросли. Они хорошо себя чувствуют в водах и снегах Арктики и Антарктиды, горячих гейзерах Исландии, почти во всех пресных и солёных водоёмах. Роль диатомей в природе велика. Количество выделяемого ими кислорода сравнимо, пожалуй только с тем, которое выделяют все высшие растения земного шара. Размер хлореллы и диатомеи очень увеличен. Самые крупные из них – 1,5 см.

Учитель. Почему водоросли выделены в отдельную группу
Ученики. У водорослей нет органов.

Сообщение детей.

Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.

Учитель. Почему цветковые выделили в особую группу?

3. Физкультминутка

Мы немного отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучи согрели.
Чудеса у нас на свете –
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.

4. Обобщение знаний

– Сейчас, опираясь на полученные знания, заполним таблицу. (Приложение 1. Слайд 25)
– Мы изучили признаки групп растений. (Приложение 1. Слайд 26)
– Какие растения относятся к низшим и почему?
– Какие группы растений относятся к высшим и почему?

5. Закрепление знаний.

1) Есть змеи стометровые,
Зелёные, бордовые.
А капитану в море
От них большое горе.

2) На кусте цветочки –
Как девичьи щёчки.
А сами сучья –
Как пасть щучья.

3) У осины на коре,
У забора, на дворе –
Накипь, будто золото,
К дереву приколота.

4) Волшебная птица
Под дубом гнездится:
С зелёным пером,
С широким крылом,
А вместо малого птенца
Сидит улитка в три кольца.

5) Стоит столб до небес,
А на нем шатёр – навес,
Красной меди столб точёный,
А навес сквозной зелёный.

Учитель. Какие отгадки являются названиями групп растений?
– К какой группе относится сосна, шиповник?

6. Итог урока. Рефлексия (Приложение 1. Слайд 29)

– Какой теме посвящён урок? На какие группы учёные – ботаники делят растения?

7. Домашнее задание

Приготовить сообщение о любом виде растений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector