Червячки википедия

Червячки википедия

Земляные черви

Копуляция земляных червей
Научная классификация
Домен : Эукариоты
Царство : Животные
Подцарство : Эуметазои
Без ранга : Двусторонне-симметричные
Без ранга : Первичноротые
Без ранга : Спиральные
Класс : Поясковые черви
Подкласс : Малощетинковые черви
Отряд : Haplotaxida
Подотряд : Земляные черви
Международное научное название

Земляны́е или дождевы́е че́рви [1] (лат. Lumbricina ) — подотряд малощетинковых червей из отряда Haplotaxida. Обитают на всех континентах, кроме Антарктиды, однако лишь немногие виды изначально имели широкий ареал: распространение ряда представителей произошло за счёт интродукции человеком [2] . Наиболее известные европейские земляные черви относятся к семейству Lumbricidae.

Содержание

Строение [ править | править код ]

Длина тела представителей разных видов варьирует от 2 см (род Dichogaster) до 3 м (Megascolides australis) [2] . Число сегментов также изменчиво: от 80 до 300 [1] . При передвижении дождевые черви опираются на короткие щетинки, расположенные на каждом сегменте, кроме переднего. Число щетинок изменяется от 8 до нескольких десятков (у некоторых тропических видов) [1] .

Кровеносная система у червей замкнутая, достаточно хорошо развита, кровь имеет красный цвет. У дождевого червя два главных кровеносных сосуда: спинной, по которому кровь движется от задней части тела к передней, и брюшной, в котором кровь движется от передней части тела к задней. Эти два сосуда связаны кольцевыми сосудами в каждом членике, некоторые из них, называемые «сердцами», могут сокращаться, обеспечивая движение крови. Сосуды разветвляются на мелкие капилляры [3] . Дыхание осуществляется через богатую чувствительными клетками кожу, которая покрыта защитной слизью. Слизь насыщена колоссальным количеством ферментов, которые являются антисептиками. Нервная система дождевых червей состоит из слабо развитого головного мозга (два нервных узла) и брюшной цепочки. Имеют развитую способность к регенерации.

Дождевые черви являются гермафродитами, каждая половозрелая особь обладают женской и мужской половой системой (синхронный гермафродитизм). Они размножаются половым путём, используя перекрестное оплодотворение. Размножение происходит через поясок, внутри которого яйца оплодотворяются и развиваются. Поясок занимает несколько передних сегментов червя, выделяясь относительно остального тела. Выход из пояска маленьких червей происходит через 2—4 недели в виде кокона, а через 3—4 месяца они вырастают до размеров взрослых особей [1] .

Прикладное значение [ править | править код ]

На значение дождевых червей в процессе образования почвы одним из первых указал Чарльз Дарвин в 1882 году [4] . Земляные черви создают норки в почве (глубиной не менее 60—80 см, крупные виды — до 8 м), способствуя её аэрации, увлажнению и перемешиванию. Черви продвигаются через почву, расталкивая частицы или заглатывая их. Во время дождя земляные черви выходят на поверхность, так как они имеют кожное дыхание и начинают страдать от недостатка кислорода в переувлажненной почве.

Также дождевые черви являются промежуточными хозяевами лёгочных гельминтов свиней и некоторых паразитов птиц.

Небольшие особи используются как живая наживка в любительской рыбалке.

Вермикультура [ править | править код ]

Разведение земляных червей (вермикультура) позволяет переработать различные виды органических отходов в качественное экологически чистое удобрение — биогумус. Кроме этого, благодаря плодовитости червей можно наращивать их биомассу для использования в качестве кормовых добавок к рациону сельскохозяйственных животных и птицы. Для разведения червей подготавливают компост из различных органических отходов: навоза, куриного помета, соломы, опилок, опавших листьев, сорняков, веток деревьев и кустов, отходов перерабатывающей промышленности, овощехранилищ и т. д. После того, как в компосте условия среды приводят к оптимальным, осуществляется заселение червей в компост. Через 2—3 месяца производится выборка размножившихся червей из получившегося биогумуса.

Впервые практика использования некоторых эпигейных видов земляных червей для получения компоста была предложена в США, пионерами в этой области стали Джордж Шеффилд Оливер и Томас Баррет [5] . Последний проводил исследования на своей ферме «Earthmaster Farms» с 1937 по 1950 год и сыграл важную роль в деле убеждения коллег в ценности и потенциальной важности дождевых червей в агротехнологии [ источник? ] .

Значение для человека [ править | править код ]

В Западной Европе вымытых дождевых червей или порошок из высушенных червей клали на раны для их заживления, при туберкулёзе и раке применялась настойка на порошке, отваром лечили боль в ушах, червями, сваренными в вине — желтуху, настоянным на червях маслом — боролись с ревматизмом. Немецкий врач Шталь (1734) назначал порошок из высушенных червей при эпилепсии. Порошок использовался и в китайской традиционной медицине в составе снадобья для избавления от атеросклероза. А в русской народной медицине жидкость, истёкшую от посоленных и разогретых дождевых червей, закапывали в глаза при катаракте [6] .

Крупные виды дождевых червей употребляются в пищу австралийскими аборигенами и некоторыми народами Африки.

В Японии считалось, что если помочиться на дождевого червя, то из-за этого может распухнуть причинное место [7] .

Вырастут ли два червя из двух частей одного? [ править | править код ]

Дождевые черви обладают способностью регенерировать потерянные сегменты, но эта способность варьируется между видами и зависит от степени повреждения.

Стефенсон (1930) посвятил этой теме главу своей монографии, в то время как Г. Э. Гейтс провел 20 лет, изучая регенерацию у различных видов, но «поскольку был проявлен небольшой интерес», Гейтс (1972) опубликовал лишь некоторые из своих выводов, которые тем не менее, показали, что теоретически у некоторых видов возможно вырастить двух целых червей из раздвоенного экземпляра. Отчеты Гейтса включали:

  • Eisenia fetida (Savigny, 1826) с регенерацией головы в переднем направлении, возможной на каждом межсегментарном уровне до 23/24 включительно, в то время как хвосты были регенерированы на любых уровнях за 20/21, т. е. два червя могут вырасти из одного [8] .
  • Lumbricus terrestris Linnaeus, 1758, заменив передние сегменты ещё в 13/14 и 16/17, но регенерация хвоста не была обнаружена.
  • Perionyx excavatus Perrier, 1872, легко регенерировал утраченные части тела, в переднем направлении от 17/18 и в заднем направлении до 20/21.
  • Lampito mauritii Kinberg, 1867 с регенерацией в переднем направлении на всех уровнях до 25/26 и регенерацией хвоста с 30/31. Считалось, что регенерация головы вызвана внутренней ампутацией, вызванной заражением личинками Sarcophaga sp.
  • Criodrilus lacuum Hoffmeister, 1845, также обладает способностью к регенерации с восстановлением «головы», начиная с 40/41 [9] .
Worms Логотип серии Жанр артиллерия, пошаговая стратегия Разработчик Team17 Издатели Создатель Энди Дэвидсон Платформы ПК, Mega Drive/Genesis, SNES, GameCube, Wii, Switch, Game Boy Color, Nintendo DS, PlayStation, PlayStation 2, PlayStation 3, PlayStation 4, PlayStation Portable, PlayStation Vita, Xbox, Xbox 360, Xbox One, мобильные телефоны, Android, iOS, Mac OS X, Symbian Первая игра Worms / 1995 Последняя игра Worms W.M.D / 2016 Спин-офф Onlineworms, Blast, Crazy Golf Официальный сайт

Worms (рус. Червяки ) — серия видеоигр, разработанная и выпущенная британской компанией Team17. Первая часть линейки вышла в 1995 году. Это пошаговая игра, сочетающая в себе элементы нескольких жанров. Она значительно отличается от наиболее характерных представителей жанра пошаговых стратегий, но её можно условно отнести к этому жанру, потому что в ней присутствует стратегическая составляющая, и ходы совершаются по очереди.

Хотя серия Worms является самым известным представителем данной ветви пошаговых игр, впервые использующийся в ней принцип появился в 1990 году в игре Tank Wars. Хотя та игра была очень бедна анимацией, и боевые единицы были неподвижными, но игровой процесс был тот же, что и в получивших позднее большую популярность играх серии Worms. В мае 2016 года было продано более 70 миллионов экземпляров игр серии [1] .

Игра Worms была разработана программистами компании Team17 для ПК Amiga 500, на бейсикоподобном языке AMOS. Для Amiga существует собственная серия игр Worms, в 1999 году Team17 стали развивать серии этой игры на других платформах (начиная с Worms Armageddon). Последняя игра Worms в серии для Amiga называлась Worms: The Director’s Cut.

Существует множество сайтов, посвящённых Worms. Проводятся различные турниры, профессиональные лиги. Раз в год проводятся Олимпийские игры.

Содержание

Геймплей [ править | править код ]

На игровом поле располагаются мультяшные персонажи — вооружённые разнообразным и смертоносным арсеналом (от простого тычка до метеоритного дождя) розовые червяки.

Каждый червь — это боевая единица, имеющая принадлежность к одной из нескольких команд (различаются по цвету индикаторов имени и здоровья, флагу команды, а также по озвучиванию), управляемых различными игроками (будь то живые игроки, либо ИИ), причём в сетевой игре могут принимать участие только живые игроки.

Во время игры на поле периодически появляются бонусы — ящики с оружием, инструменты и аптечки.

В режиме обычного боя:

Читайте также:  Флизинг волос фото

За один ход (на который отводится разное время, в зависимости от текущего набора правил), червь должен нанести как можно больший урон червям соперников (и, по возможности, не задеть при этом своих), либо же выполнить некоторое условие, которое также зависит от текущего набора правил.

Игра продолжается до тех пор, пока:

  1. На поле имеются черви по крайней мере 2-х разных коалиций.
  2. Таймер не дойдёт до нуля (если задан режим игры на время). В этом случае наступает «Внезапная смерть» — одно из следующих событий (при этом всегда отключается возможность выбора червя перед ходом):
    • раунд заканчивается;
    • здоровье всех червячков на поле приравнивается к 1, что делает их убиваемыми с одного (даже непрямого) попадания;
    • игровое поле начинает с каждым следующим ходом погружаться всё глубже под воду, что со временем приводит к смерти червей, не умеющих плавать;
    • прилетает «Ядерный удар», который, по сути, объединяет две предыдущие беды: все черви заболевают и начинают терять некоторое количество здоровья (от 1 до 5 единиц) за ход, а вода сразу сильно поднимается и продолжает подниматься с каждым ходом.

    (При некотором наборе правил режим «Внезапная смерть» может иметь другие характеристики.)

    В режиме задания (одиночная игра):

    За ограниченное количество ходов/выстрелов/действий, игрок должен выполнить ряд поставленных сценарием условий (например, уничтожить червячков под управлением ИИ; собрать ящики с оружием/бонусами и так далее).

    Наиболее эффектные смерти/разрушения/глупости иллюстрируются автоматическим повтором.

    Игры серии [ править | править код ]

    Таблица с серий игр Worms. Разделена в зависимости от года выпуска и вида (2D или 3D).

    2D варианты 3D варианты
    Первое поколение Второе поколение Третье поколение Четвёртое поколение Пятое поколение
    • Worms (1995)
    • Worms Reinforcements (1996)
    • Worms and Reinforcements United (1996)
    • Worms: The Director’s Cut (1997)
    • Worms 2 (1997)
    • Worms Armageddon (1999)
    • Worms World Party (2001)
    • Worms Blast (2002)
    • Worms: Open Warfare (2006)
    • Worms HD (2007)
    • Worms: Open Warfare 2 (2007)
    • Worms: A Space Oddity (2008) [2]
    • Worms 2: Armageddon (2009) [3]
    • Worms Reloaded (2010)
    • Worms: Battle Islands (2010) [4]
    • Worms Special Edition (2011)
    • Worms Revolution (2012)
    • Worms 3 (2013)
    • Worms Clan Wars (2013)
    • Worms Battlegrounds (2014)
    • Worms 4 (2015)
    • Worms W.M.D (2016)
    • Worms 3D (2003)
    • Worms Forts: Under Siege (2004)
    • Worms 4: Mayhem (2005)
    • Worms Ultimate Mayhem (2011)

    Team17 собиралась выпустить аркадную гоночную игру Worms Battle Rally, в которой присутствовали червяки и оружие из основной серии, но проект был отменён по решению стороннего издателя [5] .

    Оружие и приспособления [ править | править код ]

    Игра включает в себя широкий спектр оружия ближнего боя, в том числе, и снаряды, взрывающееся оружие, а также авиаудары. Некоторые из них основаны на существующем в реальном мире вооружении вроде дробовиков, базук и ручных гранат. Другие — на более причудливом и мультяшном, таком, как овцы, которые служат в качестве мобильного взрывчатого вещества, или скунса, который выпускает ядовитый газ.

    В нормальном матче обе команды со старта получают одинаковый набор оружия, оговорённый правилами матча. Некоторые виды вооружения не могут быть доступны, пока не пройдёт определённое количество ходов. В зависимости от вариантов игры, дополнительное оружие может случайно упасть на местность с воздуха или появиться телепортацией.

    В дополнение к обычному оружию, каждая команда (во время создания команды) выбирает специальное оружие, которое становится доступным для неё после определённого числа ходов. Специальные виды оружия являются более мощными, чем обычные, и часто содержат специальные способности. Кроме того, супер-оружие редко попадает в ящики оружия. Это оружие часто основано на мультяшных темах (например, французский удар овец) и, как правило, более разрушительное.

    Основные особенности [ править | править код ]

    Игрокам даётся по отряду боевых единиц — червей, расположенных в непосредственной близости друг от друга; задачей каждого игрока является уничтожение отряда противника при помощи различного вооружения. При обмене выстрелами учитывается рельеф местности и скорость ветра.

    Игры с верёвкой [ править | править код ]

    Большинство игр второго типа используют широкие возможности такого инструмента перемещения, как Верёвка Ниндзя (Ninja Rope). В этом типе игр используются специальные карты, чаще всего они базируются на замкнутом прямоугольном контуре c неразрушимым ландшафтом (атака Air Strike и подобного оружия не имеет смысла) с базовыми для своего подтипа элементами. Ниже приведён список наиболее популярных разновидностей игры с верёвкой.

    • Shoppa — собирательное название для нескольких вариантов игр, где обязательно присутствует требование взять ящик с оружием (на английском языке, являющимся главным для сетевой игры в Worms, это звучит как Crate Before Attack (CBA) то есть «ящик перед атакой»). По всей видимости, название игры происходит от английского shopping, так как большая часть хода червя уходит на «покупку» оружия. Второе основное требование — атаковать только с верёвки (Attack From Rope (AFR)). Это усложняет атаку, так как хотя верёвка допускает стрельбу большей части оружия, прицел при этом отсутствует. Помимо этого, на точность выстрела влияет раскачка на верёвке. Если принять во внимание ещё и ветер, то стрельба базукой (на которую ветер оказывает сильное действие) с верёвки, становится весьма сложной и требует тренировки. Оружие, которым нельзя стрелять с верёвки (например топор, дробовик, бита и т. д.) разрешено использовать без верёвки. Использование оружия доступного с верёвки без неё считается нарушением правил.
    • WXW — разновидность Shoppa с дополнительным правилом: коснуться стен перед атакой (Wall Before Attack (WBA)). Само название означает Wall X Wall где X — переменная величина, определяющая количество стен. Стеной является прямоугольник, имеющий подпись «Wall» или явно выделяющийся по цвету от основного ландшафта. Помимо стен, карта разделена прямыми линиями наподобие небольшого прямоугольного лабиринта, усложняющими достижение стены. Стены располагают таким образом, чтобы они были максимально удалены друг от друга. Этот тип shoppa требует самого мастерского владения верёвкой: в играх w5w — за 30 секунд нужно обойти всю карту, коснуться пяти стен, поднять ящик, добраться до атакуемого червя и ещё успеть произвести результативную атаку.
    • Fly Shoppa — как следует из названия, в игре присутствует элемент полёта червя. Дополнительным правилом к обычной shoppa является Fly Before Attack (FBA). Используется специфическая карта, разделённая на две части перпендикуляром (выполненным в виде башни, тела человека и так далее), который необходимо перелететь. Для выполнения перелёта необходима тренировка, суть его выполнения заключена в следующем: нужно уцепиться верёвкой за край карты, как можно повыше (чем выше, тем проще выполнить fly), раскачаться таким образом, чтобы в момент удара о стену сократить верёвку по длине и отпустить верёвку нажатием пробела. От такого удара червяк полетит по кривой в противоположную раскачке сторону. Угол полёта зависит насколько резко была сокращена длина верёвки в момент удара о стену. Угол и силу полёта надо рассчитать таким образом, чтобы, перелетев центральный разделитель карты, иметь возможность вторичным выстрелом верёвки прицепиться к ландшафту. После удачного полёта и выполнения двух остальных главных правил разрешается атаковать противника. Так как перелёты могут быть значительны по высоте, на этом типе игры открыта верхняя часть карты.
    • Pod Shoppa — похожа на обычную shoppa, но с характерной картой: участки ландшафта находятся друг от друга на некотором расстоянии, и перемещение от одного к другому (достигается сильной раскачкой или небольшим fly) связано с постоянным риском удариться и утонуть.
    • Surf Shoppa — похожа на Fly с тем отличием, что вместо полета нужно выполнить surf: раскачаться на веревке примерно также как и для fly, стараясь сделать угол максимально острым и направить его касательно воды. При правильном выполнении червяк будет прыгать по воде как плоский камушек. Чем сильнее удар — тем дольше длится surf. Очень часто, fly и surf объединяют в одну игру, где перед атакой нужно выполнить как fly, так и surf (в этом случае, время хода увеличивают с 30 до 45 секунд).
    • Rope Race — игра, не относящаяся к shoppa. В данной игре отсутствует атака противника, поэтому настройки игры определяют наличие только веревки и парашюта. Карта представляет собой запутанный лабиринт. Цель игры — используя перемещение на верёвке, быстрее всех, с минимальным количеством ходов, пройти лабиринт от начала до конца. Лабиринт спроектирован так, что есть множество участков с водой. Падение с верёвки на таком участке приводит к смерти червя. Расстановка червей происходит в ручном режиме: все играющие должны поставить своих червей на точку, обозначенную как начало лабиринта.
    • Roper — самый сложный тип игр с верёвкой, также не относящийся к shoppa. Играют двое, у каждого по одному червяку. За пятнадцать секунд нужно добежать до аптечки, затем атаковать врага одним из стандартных вооружений, затем, получив дополнительное время, спрятаться. Игра требует умения быстро перемещаться и выталкивать врага из укрытий. Играют без воды, обычно на специальных картах.
    Читайте также:  Логотип ветклиники

    Для разновидностей shoppa есть ещё одно правило, определяющее, как производить атаку. Как правило, автор хоста озвучивает перед началом тип атак: KTL (Kill The Leader) — «атака команды, лидирующей по сумме жизней червей» или ABL (All But Last) — «атака любой команды, кроме проигрывающей» (меньше всего жизней).

    Помимо перечисленных игр с верёвкой, есть некоторые другие, получившие меньшую популярность. Также существует множество описанных модификаций, где меняются параметры настроек игры (оружие, время, сила повреждений и так далее).

    Другие виды [ править | править код ]

    • WFW (Walk For Weapon) — игра происходит на специальной карте, состоящей из ландшафта и иконок с изображением того или иного оружия, доступного червю. Атаковать можно любого противника при одном условии: червь должен находиться на одной из иконок и стрелять можно только тем оружием, которое изображено на ней. На ход даётся 20 секунд. Верёвка отсутствует. Использовать другие средства быстрого перемещения можно при главном условии, то есть найти иконку с изображением этого средства и дойти до него. За 20 секунд игрок должен не только отыскать ближайшее к нему качественное оружие, но и успеть дойти. Обычно карта устроена так, что для достижения эффективного оружия требуется несколько ходов. В этом типе игры очень важно продумывать ходы наперёд и учитывать последовательность хода всех окружающих червей. Данный вид по духу очень напоминает шахматы.
    • BnG (Bazooka and grenade) — как следует из названия, у червей есть только базуки и гранаты, а также несколько телепортов и балок. Черви не могут двигаться. Этот тип игры сделан для совершения точных выстрелов, поэтому запрещено атаковать базукой прямо (то есть она обязана описать дугу), а также нельзя, чтобы граната долго лежала на земле, она должна взорваться в полете или после отскоков. Также запрещено прятаться за балками и в случае более чем 2 игроков нужно атаковать только лидера.
    • Hysteria — тип игры, в котором червю на ход даётся ровно одна секунда. За это время можно начать прицеливаться или пролететь некоторую дистанцию на джетпаке. Окончание игры похоже на BnG — никто почти не перемещается, и атакуют базуками или гранатами, а также коктейлем Молотова.
    • Elite — тип игры похож на Normal, только здесь особый набор вооружения и всего 20 секунд на ход. Играют на максимально запутанной случайно сгенерированной карте.
    • Team17 — тип игры, где черви начинают без атакующего оружия, только с различным оружием для перемещения по местности — от отбойного молотка до парашюта. Есть также и телепорт. Каждый ход на карте появляется ящик, а также каждый ход игрок сможет выбрать, каким из червей ходить. Первая стадия игры состоит из сбора вооружения и последующей атаки противника. Даётся всего одна верёвка. Вторая стадия игры начинается через десять минут — наступает внезапная смерть и начинает быстро прибывать вода. Игроки теряют возможность выбирать, каким червём ходить, но ящики продолжают появляться. Играется на запутанной пещерной карте.
    • BnA (Bow and Arrow) — все черви стоят на маленьких кусочках земли, коих огромное количество. Из оружия лук, а также низкая гравитация и парашют. Очень много мин, которые взрываются мгновенно. Есть шанс, особенно вначале, сделать феерический выстрел.
    • Holy war — все черви находятся на небольших балках и должны использовать святую гранату, чтобы уничтожить противников.
    • Rosenko — играют три команды. В начале игры выбирается главный червь (rosenko). Игроку с червем rosenko выставляется один червь, а остальным игрокам — по два. Червя rosenko можно убивать только в том случае, если осталось две команды. Rosenko не имеет права атаковать, пока не осталось две команды
    • Mole shopper — похожа по сути на Team17, но используются специальные карты. Черви расположены в маленьких пещерках, откуда выкапываются в основном при помощи крота или паяльной лампы, собирая при этом оружие. Телепортатор только один. Своя специфическая стратегическая линия присутствует.
    • This is Sparta! — этот режим появился после выхода в прокат фильма «300 спартанцев». Единственное оружие, которое есть у игроков — это тычок. Карта, как правило, изобилует минными полями и обрывами.
    • Другие режимы игры — могут быть очень разнообразными. Это может быть «симулятор» баскетбола, боулинга или даже настольные игры со своим «бросанием кубика» и оригинальными заданиями. Обычно все они играются на специфических картах и специфических схемах со специфическими правилами.

    Для других типов перемещения, таких как ракетный ранец или банджи — есть соответствующие разновидности Rope Race: Jet Pack Race и Bungee Race.

    Worms на других платформах [ править | править код ]

    Существуют версии этой игры для других платформ, таких как J2ME (Worms Forts: Under Siege, Worms: A Space Oddity и другие), Mophun (Worms World Party — основное отличие от оригинальной игры состоит в отсутствии миссий, обучения и игры через Интернет, в остальном она практически идентична), Symbian и UIQ (Worms World Party через эмулятор Mophun), Windows Mobile (Worms World Party — совершенно идентичная компьютерной), Sega Mega Drive и SNES (Worms), Game Boy Advance (Worms World Party, Worms Blast), Nokia N-Gage (Worms World Party), Nintendo DS и PlayStation Portable (Worms: Open Warfare 1, 2) и некоторых других. Эти версии в большей или меньшей степени упрощены в целях более высокого быстродействия. Найти их можно на различных сайтах, посвященных мобильным устройствам или соответствующим платформам.

    Worms

    Обложка игры
    Разработчик Team17
    Издатель Ocean Software
    Часть серии Worms
    Дата выпуска 1995
    Жанры артиллерия, пошаговая стратегия
    Возрастной
    рейтинг
    ESRB: K-A — Kids to Adults
    Создатели
    Геймдизайнер Энди Дэвидсон
    Композитор Бьёрн Люнне
    Технические данные
    Платформы Amiga, Amiga CD32, Mac, MS-DOS, Mega Drive, Jaguar, PlayStation, Saturn, SNES, Game Boy
    Режимы игры однопользовательский, многопользовательский
    Носители дискета, картридж, CD, цифровая дистрибуция
    Системные
    требования
    Amiga Объём ОЗУ: 1,5 МБ и больше PC Процессор 486 и выше, 8 Мб ОЗУ, совместимая VGA графическая карта
    Управление клавиатура, мышь, геймпад
    Официальный сайт

    Worms (рус. Червяки ) — компьютерная игра в жанре пошаговая стратегия и артиллерия, разработанная студией Team17 и изданная компанией Ocean Software для компьютеров Amiga в 1995 году. Это первая часть серии Worms. Игра впоследствии была портирована на множество игровых платформ нескольких поколений.

    Игровой процесс в Worms заключается в противостоянии команд червяков. Игрок должен управлять одной из таких команд, уничтожая другие с помощью разнообразного оружия. В игре реализовано полностью разрушаемое окружение, редактор настроек игры и команд червяков. При создании игры разработчики брали идеи и основы игрового процесса из других пошаговых стратегий того времени, в частности, Scorched Earth.

    Worms была разработана Энди Дэвидсоном, сначала известная под названием Total Wormage, но позже ставшая коммерческой игрой. Worms получила положительные отзывы критиков. Игру хвалили за увлекательный игровой процесс, высокое качество графики и звуковые эффекты, но иногда критиковали управление.

    Содержание

    Геймплей [ править | править код ]

    Worms выполнена в двухмерной графике. Игровой процесс подобен другим играм жанра артиллерии, таким как Scorched Earth и Tank Wars. Игрок управляет командой из четырёх червяков. Целью игры является уничтожение вражеских команд. Игрок и компьютер ходят поочерёдно, используя различное оружие, при этом время хода команды ограничено. При попадании снаряда в червяка, у последнего отнимаются очки жизни, указанные над ним. Если очки жизни уменьшаться до нуля или если червяк падает в воду, он погибнет. Ландшафт в игре разрушается при попадании по нему из оружия, что оказывает влияние на ход игры.

    В арсенале представлено большое количество оружия. Среди него есть как обычные базуки, гранаты и УЗИ, так и необычное оружие, такое как банановые бомбы и взрывающиеся овцы, обеспечившие Worms популярностью. Во время сражений с неба периодически падают ящики с оружием. В арсенале, помимо этого, представлены такие приспособления, как дрель и паяльная лампа, позволяющие взаимодействовать непосредственно с ландшафтом.

    Читайте также:  Ветклиника дедовск казарма

    В настройках игры можно изменять оружие, которое игрок может использовать во время сражения, изменять команды червяков и настройки игрового процесса, такие как время хода команды и раунда, а также смотреть рекорды, заработанные во время сражений.

    Оружие и приспособления [ править | править код ]

    Оружие [ править | править код ]

    • Базука — первое оружие, которое имеет червь, когда начинается его ход. Снаряд выстреливается только по прямой траектории, но траектория полёта снаряда может быть изменена воздействием ветра. Снаряд взрывается при воздействии с твёрдой поверхностью. Максимальное повреждение, наносимое снарядом — 50 единиц.
    • Самонаводящаяся ракета — оружие, аналогичное базуке, но игрок использует курсор, чтобы задать ракете определённую цель. Максимальное повреждение — 50 единиц.
    • Граната — обычная граната, которая может быть брошена в любом направлении. Игрок может установить таймер на подрыв гранаты от 1 до 5 секунд. Максимальное повреждение — 50 единиц.
    • Кассетная бомба — бомба, похожая на гранату, однако при взрыве разделяется на небольшие осколки, которые разлетаются в разные стороны по карте. Максимальное повреждение — 100 единиц, однако достичь этого возможно, только если осколки взорвутся в одной точке, чего достигнуть весьма сложно.
    • Мина — мина для ближних дистанций может быть выброшена в любом месте. Когда червь находится возле мины, она взрывается (в дополнении Worms Reinforcements взрыву предшествует трёхсекундный обратный отсчёт времени). Максимальное повреждение — 50 единиц.
    • Банано-бомба — те же самые особенности кассетной бомбы, только с бананами, которые намного более сильны и имеют лучший диапазон при подпрыгивании. Максимальное повреждение — 150 единиц и больше.
    • Дробовик — единственное оружие, из которого можно стрелять дважды за один ход. Червь будет лишен возможности сделать второй выстрел, если он нанесёт себе повреждение первым. Максимальное повреждение — 25 единиц за выстрел.
    • Узи — выстреливает большое количество пуль, однако имеет низкую точность. Эффективный для «очищения» ландшафта под червем, но не очень полезный для убийства. Максимальное повреждение — 50 единиц.
    • Огненный удар — оружие ближнего боя, с помощью которого червь прорубает ландшафт над собой. Максимальное повреждение — 30 единиц.
    • Шар дракона — оружие среднего боя. Червь выпускает энергетический шар в противника. Максимальное повреждение — 30 единиц.
    • Толчок — самое слабое оружие, не наносящее урона, а только толкающее червя в определённую сторону.
    • Камикадзе — червь жертвует своей собственной жизнью при нападении, но если нацелить правильно, можно уничтожить другого игрока. В более поздних играх, прежде чем совершить суицид, червь кричал «За короля и страну!».
    • Динамит — в большинстве миссий это оружие не встречается, но оно обладает очень сильной мощностью взрыва. Динамит может только установлен, но не брошен на определённое расстояние. Максимальное повреждение — 75 единиц.
    • Овца — животное, которое выглядит безопасным, но взрывается с большой силой, когда игрок нажимает соответствующую кнопку. Максимальное повреждение — 70 единиц.
    • Авиаудар — может быть указан на любую территорию уровня. Курсор используется, чтобы наметить определенное местоположение на карте, на которое выбрасывается 5 бомб. Максимальное повреждение — 50 единиц от одной бомбы.

    Приспособления [ править | править код ]

    • Балка — техническое орудие. Позволяет червю помещать горизонтальную или вертикальную платформу куда-нибудь выше ландшафта. Используется для перемещения / защиты от повреждений / блокировки действий противника.
    • Паяльная лампа — техническое орудие. Оно может использоваться, чтобы сжечь других червей или прожечь туннель в ландшафте. Максимальное повреждение — 5 единиц.
    • Верёвка — позволяет червю подниматься и спускаться, зацепившись за «потолок». Используя верёвку, игрок не заканчивает ход.
    • Телепорт — позволяет червям изменять своё местонахождения в любое желательное место на карте. Ход игрока заканчивается после телепортации.
    • Пропуск хода — скакалка, которая позволяет передать право хода противнику.
    • Капитуляция — заставляет червей сдаться и самоликвидироваться. При этом можно напоследок нанести повреждение в 15 единиц.

    Разработка и выход игры [ править | править код ]

    Игра была первоначально создана Энди Дэвидсоном (англ. Andy Davidson ) как элемент Блиц — соревнования на диалекте BASIC — AMOS, использующем графические возможности чипсета Amiga. Игру на данном этапе назвали Total Wormage (возможно, это намёк на «Total Carnage» — «Тотальная Резня»), но игра не выиграла соревнование. Дэвидсон послал игру некоторым издателям, но без успеха. После этого он представил игру на European Computer Trade Show, где у фирмы Team17 был стенд. Team17 сделала предложение Энди Дэвидсону, чтобы развить и издать его игру [1] [2] .

    Впоследствии проект развился в полную коммерческую игру, переименованную в Worms, изначально доступную только для компьютеров Amiga. Графический и звуковой движок игры менее развиты, чем в более поздних играх серии. Ландшафт уровней случайно генерируется при помощи алфавитно-цифровой последовательности. Объекты и пейзажи выбираются перед началом миссии (лес, ад, Марс, горы и так далее). В игре используется песня «One of These Days», написанная группой Pink Floyd.

    Из-за большой популярности игры её портировали на множество других игровых платформ, таких как DOS, Mega Drive, SNES, Jaguar, PlayStation, Saturn и Game Boy. Версии, выпущенные для IBM PC, в целом показывают более слабые графические эффекты по сравнению с Amiga и игровыми консолями, в которых намного реалистичнее эффекты оружия и окружающий среды. Версии для Amiga и игровых консолей более плавны за счёт отрисовки графики чипсетами, кроме того в версиях для Amiga присутствуют градиентные плейфилды в 16,5 миллионов цветов, отрисовываемые специальным чипом Amiga — коппером, которых нет ни в одной другой версии Worms.

    Пакеты расширений [ править | править код ]

    Worms Reinforcements (рус. Подкрепление червяков ), также известна как Worms+ [3] — дополнение, которое было позже соединено с первоначальной игрой и выпущено под названием Worms United. Эта модификация была выпущена в 1996 году только для PC (MS-DOS). Она добавляла режим кампании и способность добавлять собственные уровни и звуки (это было уже доступно для версии под Amiga ранее).

    Worms: The Director’s Cut (рус. Червяки: Режиссёрская версия ) — является единственным сиквелом для платформы Amiga в ряду игр жанра артиллерии, созданных Team17. Имеет полноцветную AGA графику в режиме HAM-8 (262144 цветов). В графическом отношении с ним не может сравниться ни одна из 2D-версий для IBM PC-совместимых ПК, имеющих 256-ти цветную VGA-графику. В этой версии было в наличии оружие, не замеченное ни в одной из игр Worms. Также в игре впервые появилось такое оружие, как Святая Ручная Граната и коровы, падающие с неба. Выпущена игра в 1997 году. Было продано около 5000 экземпляров [4] .

    Оценки и мнения [ править | править код ]

    Worms получила высокие оценки критиков. На сайте GameRankings версия для PlayStation имеет средний балл 90 % [5] , для Saturn — 86,20 % [6] , для Game Boy — 80 % [7] , для ПК — 76 % [8] , а для Mega Drive — 40 % [9] . Критики хвалили Worms в первую очередь за увлекательный игровой процесс и визуальный стиль. Игра стала коммерчески успешной.

    Рецензент Стив МакГилл из журнала Amiga Format дал оригинальной версии Worms 90 баллов из 100 возможных. По мнению критика игра достойна быть настоящим хитом и увлечёт каждого игрока. Похвал также удостоился весёлый юмор [10] .

    Трент Варт из сайта GameSpot оценил версию для ПК на 7,6 баллов из 10. Обозреватель из достоинств отметил интересный игровой процесс и «фантастические» графику и звук. Среди недостатков игры Варт назвал неудобное управление [11] .

    Критик из Absolute Playstation оценил Worms в 90 баллов из 100. Рецензенту так понравилась игра, что он выразил мнение, что Worms станет классикой жанра. Высоких похвал обозреватель также удостоил игровой процесс и великолепную графику [12] .

    Electronic Gaming Monthly поставил версии для Saturn 86 баллов из 100. Критик назвал Worms весёлой и очень увлекательной игрой и высоко оценил многопользовательский режим. В итоге рецензент настоятельно рекомендовал поиграть в Worms [13] .

    Обозреватель из Nintendo Land оценил версию Worms для SNES в 91 баллов из 100. Из достоинств критик назвал весёлый игровой процесс и отличный юмор, но покритиковал контроль над оружием [14] .

    Версия для Mega Drive, напротив, была отрицательно оценена критиками. Рецензент из Sega-16.com поставил этой версии 4/10. Обозреватель раскритиковал версию для Mega Drive из-за урезанного геймплея и назвал игру «уймой потраченного впустую потенциала», добавив, что это жалкая попытка выжать денег, используя оригинальную концепцию игры [15] .

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector