Цепь питания биология 5 класс картинки

Цепь питания биология 5 класс картинки

Структура

Все организмы питаются, т.е. получают энергию, которая обеспечивает процессы жизнедеятельности. Систему трофической цепи образуют звенья. Звено пищевой цепочки – это группа живых организмов, связанная с соседней группой отношениями «пища – потребитель». Одни организмы являются пищей для других организмов, которые в свою очередь также являются пищей для третьей группы организмов.
Выделяют три типа звеньев:

  • продуценты– автотрофы;
  • консументы– гетеротрофы;
  • редуценты(деструкторы) – сапротрофы.

Рис. 1. Звенья пищевой цепочки.

В одну цепочку входят все три звена. Консументов может быть несколько (консументы первого, второго порядка и т.д.). Основу цепочки могут составлять продуценты или редуценты.

К продуцентам относятся растения, преобразовывающие органические вещества с помощью света в органические вещества, которые при поедании растений попадают в организм консумента первого порядка. Основным признаком консумента является гетеротрофность. При этом консументы могут потреблять как живые организмы, так и мёртвые (падаль).
Примеры консументов:

  • травоядные – заяц, корова, мышь;
  • хищные – леопард, сова, морж;
  • падальщики – гриф, тасманийский дьявол, шакал.

Некоторые консументы, в том числе и человек, занимают промежуточное положение, являясь всеядными. Такие животные могут выступать в роли консумента первого, второго и даже третьего порядка. Например, медведь питается ягодами и мелкими грызунами, т.е. одновременно является консументом первого и второго порядков.

К редуцентам относятся:

Рис. 2. Редуценты.

Редуценты питаются останками живых организмов и продуктами их жизнедеятельности, возвращая в почву неорганические вещества, которые потребляют продуценты.

Цепочки питания могут быть двух видов:

  • пастбищные (цепь выедания);
  • детритные (цепь разложения).

Пастбищные цепи свойственны лугам, полям, морям, водоёмам. Началом цепи выедания являются автотрофные организмы – фотосинтезирующие растения.
Далее звенья цепочки располагаются следующим образом:

  • консументы первого порядка – растительноядные животные;
  • консументы второго порядка – хищники;
  • консументы третьего порядка – более крупные хищники;
  • редуценты.

В морских и океанических экосистемах цепи выедания более длинные, чем на суше. Они могут включать до пяти порядков консументов. Основу морских цепей составляет фотосинтезирующий фитопланктон.
Следующие звенья образует несколько консументов:

  • зоопланктон (рачки);
  • мелкая рыба (шпроты);
  • крупные хищные рыбы (сельдь);
  • крупные хищные млекопитающие (тюлени);
  • высшие хищники (касатки);
  • редуценты.
Читайте также:  Керосин против вшей и гнид рецепт

Детритные цепи характерны для лесов и саванн. Цепь начинается с редуцентов, которые питаются органическими останкам (детритом) и называются детриофагами. К ним относятся микроорганизмы, насекомые, черви. Все эти живые организмы становятся пищей для хищников высшего порядка, например, птиц, ежей, ящериц.

Примеры пищевых цепей двух типов:

  • пастбищные: клевер – заяц – лисица – микроорганизмы;
  • детритные: детрит – личинки мух – лягушка – уж – ястреб – микроорганизмы.

Рис. 3. Пример пищевой цепочки.

Вершину пищевой цепочки всегда занимает хищник, который является консументом последнего порядка в своём ареале. Численность высших хищников не регулируется другими хищниками и зависит только от внешних факторов среды. Примерами являются касатки, вараны, крупные акулы.

Что мы узнали?

Выяснили, какие есть пищевые цепи в природе и как в них располагаются звенья. Все живые организмы на Земле взаимосвязаны пищевыми цепочками, с помощью которых передаётся энергия. Автотрофы сами производят питательные вещества и являются пищей для гетеротрофов, которые, умирая, становятся питательной средой для сапротрофов. Редуценты также могут становиться пищей для консументов и производить питательную среду для продуцентов, не прерывая пищевую цепочку.

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Экологические цепочки и пирамиды. Вот на зеленый стебелек садится пестрый мотылек, попил нектар со всех цветов, Их опылил – и в путь готов. Но тут попался – Боже мой! – На завтрак птице луговой. А у нее гнездо в траве И куча птенчиков в гнезде. И уж, конечно, их помет Питание траве дает.

Пищевая цепь – это цепь питания организмов в котором каждое предыдущее звено служит пищей для последующего.

Примеры пищевых цепей: Трава ––> заяц ––> волк. Кора дерева ––> жук-короед ––> дятел Нектар ––> муха ––> паук ––> землеройка ––> сова. Листьями––> дождевой червь ––> дрозд ––> ястреб. растение––> травоядное животное ––хищник Что объединяет эти цепи?

Читайте также:  Вислоухие коты разновидности

Экологическая пирамида- графические изображение пищевой цепи.

Правило экологической пирамиды (10%): масса организмов каждого следующего пищевого уровня всегда меньше предыдущего в 10 раз.

Задание: постройте экологическую пирамиду и рассчитайте сколько жуков-короедов должен съесть дятел массой 300г. Дана пищевая цепь: Кора дерева ––> жук-короед ––> дятел 30кг коры – 3кг жуков – 300г дятел

Экологическая задача На основе правила экологической пирамиды (правила 10%) определите, сколько необходимо планктона (водорослей и бактерий), чтобы в Чёрном море вырос и мог существовать один дельфин массой 400 кг? Пищевая цепь: планктон → моллюски →хищная мелкая рыба → дельфин. 400000кг планктона- 40000кг моллюсков – 4000кг рыбы – 400кг дельфин

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Презентация разработана для учащихся 4-5 классов по естествознанию.

Материалы презентации показывают разнообразие пищевых связей в природе, а также научать составлять пищевые пирамиды.

Рисунки презентации можно использовать на уроках окружающего мира и биологии, а также использовать их при составлении и решении задач.

  • Федорова Наталья ВалентиновнаНаписать 1496 12.11.2017

Номер материала: ДБ-855859

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

    12.11.2017 247
    12.11.2017 178
    12.11.2017 407
    12.11.2017 224
    12.11.2017 862
    12.11.2017 1130
    12.11.2017 193
    12.11.2017 323

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читайте также:  Карликовый шпиц вес

В презентации рассматриваются понятия "пищевая цепь", "пищевое звено", "пищевая сеть"; приводятся примеры пищевых цепей и более сложных пищевых связей; называются трофические уровни. Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 5-х классах.

Скачать:

Вложение Размер
tsepi_pitaniya.pptx 2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цепи питания Биология 5 класс

Понятия «пищевое звено», «пищевая цепь», «пищевая сеть» Пищевое звено – отдельный организм. Пищевая цепь – это два и более организмов, связанных пищевыми отношениями. Пищевая сеть – совокупность всех организмов и пищевых цепей.

Примеры пищевых цепей Растения → кузнечик → ящерица → ястреб Растения → кузнечик → лягушка → цапля Растения → гусеница → синица → сокол Растения → антилопа → лев → грифы Растения → заяц → лиса

Сложные пищевые связи

Трофические уровни Производители – растения Потребители – животные Разрушители – микроорганизмы

Вывод Природа представляет собой единое целое, в котором между растениями, животными, грибами, микроорганизмами, человеком и окружающей средой происходит обмен веществ и энергией.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление электрических цепей. Последовательные и параллельные соединения.

Презентация содержит материал по последовательному, параллельному соединению проводников. Рассматривается закон Ома для участка цепи.

Данная презентация выполнена на тему "Электрическая цепь". Можно использовать для проверки знаний по данной теме.

10 класс. Презентация по физике на тему "Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.".

Представленная презентация позволяет разнообразить изложение нового материала.

Раскрываются основные понятия темы. Даются задания на закреплени материала.

Цель урока – это поделиться своим опытом, показать, как эффективно можно использовать возможности интерактивной доски SMART Notebook на уроках физики.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector